Тематика консультаций для педагогов:
Особенности подросткового возраста:
• предельная самонадеянность;
• повышенная чувствительность к оценке посторонних;
• внешнее бунтарство;
• эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
• противоречивость поведения;
• борьба с общепринятыми правилами;
• поиск себя и стремление к самоутверждению;
• склонность к риску;
• подверженность влиянию со стороны сверстников;
• стремление объединяться в группы.
Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:
Диггерство — исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).
Руфинг — посещение крыш высотных зданий и других сооружений.
Зацепинг — езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.
Сталкерство — исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.
Экстремальное селфи — фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.
Бомбинг — быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.
Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:
• Возрастные особенности подросткового периода;
• личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);
• особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);
• неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;
• стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.
На что стоит обратить внимание педагогу:
• специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);
• фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;
• обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;
• категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;
• грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.
Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?
• Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.
• Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.
• Пообщайтесь с самим учеником.
• Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.
• Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.
Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?
• Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.
• Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.
• Проведите индивидуальную беседу с учеником.
Как разговаривать с подростком?
• Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.
• Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.
• Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.
• Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.
• Не навязывайте своё мнение.
• Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.
• Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.
Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на ребёнка, его состояние и поведение, в том числе и в школе.
Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок находится в кризисном состоянии. Заинтересованность учителя и готовность поддержать могут стать опорой для ученика в трудной жизненной ситуации.
Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения. Таким образом ребёнок стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.
Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.
Безусловно, учителю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации учителю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать школьнику возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Ребёнок, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить учителя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.
Как говорить с учеником в кризисном состоянии?
Начиная разговор с учеником, учителю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребёнок не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Учитель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:
• Организуйте пространство для разговора
Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с ребёнком один на один так, чтобы вас никто не слышал, не отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.
Ребёнок: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.
Учитель: — А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.
Учитель: — Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).
Учитель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.
• Наладьте контакт
Выберите подходящее время для того, чтобы предложить ребёнку поговорить. Приглашать ребёнка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учеников или учителей. Дайте ученику понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.
Ребёнок: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!
Учитель: — Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.
Учитель: — А кто вас, современных детей, вообще понимает?
Учитель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.
• Подготовьтесь к беседе.
Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Ребёнок должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.
• Слушайте.
Сосредоточьтесь на том, что рассказывает ученик, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом ребёнка, не нужно параллельно вести какие-либо записи. Иногда ребёнку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.
Ребёнок: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!
Учитель: — Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.
Учитель: — Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.
Учитель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.
• Откажитесь от советов
Сейчас ваша задача – дать возможность ребёнку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте ребёнка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.
Ребёнок: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!
Учитель: — Как ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.
Учитель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться.
Учитель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?
• Покажите, что вы знаете о проблеме
Далеко не всегда ребёнок будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к школьному психологу.
Ребёнок: — Без меня всем было бы только лучше!
Учитель: — Так нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.
Учитель: — Не говори ерунды.
Учитель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.
Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.
Самоубийство (суицид) - намеренное, осознанное лишение себя жизни, приводящее к смерти.
Суицидальная попытка (парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) - это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое не привело к смерти.
Суицидальное поведение – направленное на себя агрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение, и мотивом которого является явное или скрытое стремление к смерти.
До 12 лет суицидальные попытки возникают чрезвычайно редко, но с 14-15 лет их частота резко возрастает, достигая максимума в возрастной группе 16-19 лет. В то же время, только 10% детей на самом деле хотят свести счеты с жизнью. Остальные 90% своим поступком пытаются что-либо «доказать» родителям, друзьям, своей неразделенной любви, «пошантажировать» взрослых, иногда — просто обратить внимание близких людей на собственное существование.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- с затяжным депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к себе подростки;
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.
Распознать суицидальные намерения порою довольно сложно. Родители и учителя могут даже не подозревать, что подросток уже находится на грани отчаяния. Чтобы не допустить непоправимой беды, успеть предупредить отчаянный шаг ребенка, необходимо знать косвенные признаки суицидальной готовности, к которым относятся:
- наличие самоповреждений кожных покровов (порезы, царапины, сигаретные ожоги, рисунки и надписи)
- интерес к сайтам, вступление в виртуальные группы с суицидальным контентом
- необычное снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова и поступки других людей, беспричинные слезы;
- внезапное снижение успеваемости;
- плохое поведение в школе, нарушение дисциплины, частые и необъяснимые прогулы;
- проблемы со сном, ночные кошмары либо бессонница;
- склонность к риску, опрометчивым поступкам;
- потеря аппетита, жалобы на плохое самочувствие, головную боль и т.д.;
- безразличное расставание с дорогими вещами или деньгами;
- стремление «привести дела в порядок», подвести какие-то итоги, попросить прощения «за все плохое, что было»;
- самообвинения либо, наоборот, признания в беспомощности, зависимости от других людей;
- шутки и иронические высказывания либо «философские» размышления на тему смерти;
- фразы типа «как все надоело», «устал жить», «когда же это все кончится.
Если наблюдаются хотя бы 2 из них, на подростка нужно обратить особое внимание.
Необходимо:
информировать родственников подростка о возможном суициде, непрерывно наблюдать за ним, как в школе, так и дома;
обеспечить консультации детского психолога, психиатра или психотерапевта;
побеседовать с подростком в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, выслушать его, внимательно воспринять каждую жалобу, не пренебрегать тем, что может показаться несерьезным;
прямо спросить о суицидальных мыслях, намерениях, планах, попытках самоубийства в прошлом;
определить, чего ожидает ребенок от своего поступка, что хочет изменить в себе, окружающих, сложившейся ситуации
предложить конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить ребенку: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
В доверительной беседе ребенку необходимо объяснить, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы. Наладить контакт с родственниками и друзьями подростка, которые могут позитивно повлиять на его состояние, обеспечить своевременную психологическую поддержку.
Важно помнить, что, несмотря на чувство облегчения и удовлетворенности, которые подростки часто отмечают после первой беседы о суициде, через несколько дней или даже часов они снова могут помышлять о самоубийстве. В связи с этим взрослым нельзя терять бдительность и успокаиваться раньше времени. В конце каждой беседы следует проигрывать поведение подростка в возможных будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.
Мы должны научиться слушать и, главное, слышать детей. Только совместными усилиями родителей, педагогов, психологов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения у детей и подростков.
Общие требования
Принятие подростка, доброжелательное, внимательное отношение к его эмоциональному состоянию, событиям его жизни. Искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие. Включение в группу только с согласия самого подростка (следует помнить, что при самостоятельной работе быстрее достигает поставленной цели).
Демонстрировать образцы уверенного поведения, оптимистичного взгляда на жизненные трудности, создавать условия для повышения самооценки через сотрудничество с подростком, использование предваряющей похвалы. Постепенная передача контроля за поведением во многих областях самому подростку при сохранении взрослым позиции консультанта и помощника. Формирование умения выделять главное и не беспокоится по мелочам, снижение чувства моральной ответственности и вины. Физическое развитие подростка, укрепление нервной системы спортивными занятиями и упражнениями
Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы; публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-то.
Индивидуальный подход в учебной деятельности
Прежде всего – это четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности, формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей. Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростков в ситуацию неожиданного вопроса; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; давать время для проверки выполненного задания перед ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях); доброжелательно аргументировать выставляемую оценку; формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.
Индивидуальный подход во внеурочной деятельности
Поручения: должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышению самооценки. Необходимо оказывать помощь в подготовке и выполнении поручения. Нежелательно давать подростку поручения, требующие решительности, инициативности.
Внушение: подросток в состоянии справиться с различными проблемами. Неудачи в деятельности – обычное явление жизни, они преодолимы.
Обучение: умению формирования установки на успех (описания успеха, визуализация); умению отделять главное от второстепенного, умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние других.
Рекомендации классному руководителю по профилактике аддиктивного (зависимого) поведения учащихся
1. Приступая к работе по профилактике аддиктивного поведения подростков, постарайтесь получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблем алкогольной, наркотической, компьютерной и др. видов зависимостей. Будьте готовы ответить на самые разнообразные вопросы учащихся.
2. Содержание информации, ее источники подбирайте с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их осведомленности по проблеме. Важно не переусердствовать с запугиванием и запретами, не превратить профилактическую работу в рекламную кампанию.
3. Акцентируйте внимание подростков не только на разрушительном влиянии ПАВ на здоровье, но обязательно показывайте на жизненных примерах деградацию личности человека, формирование у него зависимости, которая начинает управлять всей жизнью. Избегайте морализаторства и осуждения.
4. Показывайте связь между употреблением психоактивных веществ и противоправным поведением человека; воспитывайте страх перед потерей самоконтроля.
5. Учите подростков отказываться от употребления алкоголя, наркотиков, избегать провоцирующих ситуаций.
6. Стремитесь больше разговаривать с учащимися в роли «старшего друга»: пусть они чувствуют, что если поделятся с Вами своими трудностями, опасениями, то не будут осмеяны и отвергнуты.
7. Повышайте самоуважение и самостоятельность подростков. Интересуйтесь их мнением по поводу происходящего, высказывайте и демонстрируйте уважение права на свою точку зрения.
8. Параллельно с работой по информированию и формированию осознанного негативного отношения к употреблению ПАВ содействуйте формированию у учащихся умение правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.
9. Помогите подросткам ставить перед собой конкретные цели.
10. Содействуйте самовыражению подростков в позитивной форме (клубы, секции, кружки), помогите им разумно и с пользой организовать досуг.
11. Демонстрируйте на личном примере конструктивные способы преодоления стрессовых ситуаций, традиции здорового жизненного уклада.
12. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья учащихся. Резкие перепады настроения, раздражительность, беспричинная агрессия, потеря интереса к учебе и привычным делам должны стать поводом для откровенной беседы.
13. Даже в случае минимального риска употребления подростком ПАВ обратитесь в школьный медпункт и поставьте в известность администрацию школы.
14. В вопросах профилактики аддиктивного поведения школьников поддерживайте сотрудничество с родителями учащихся, специалистами СППС школы, заинтересованными службами и организациями города.