МЕНЮ

.


Государственное учреждение образования
"Средняя школа №20 г.Борисова"

.
МЕНЮ

Консультации для педагогов

Тематика консультаций для педагогов:

Особенности подросткового возраста:

• предельная самонадеянность;

• повышенная чувствительность к оценке посторонних;

• внешнее бунтарство;

• эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;

• противоречивость поведения;

• борьба с общепринятыми правилами;

• поиск себя и стремление к самоутверждению;

• склонность к риску;

• подверженность влиянию со стороны сверстников;

• стремление объединяться в группы.

Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:

Диггерство — исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).

Руфинг — посещение крыш высотных зданий и других сооружений.

Зацепинг — езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.

Сталкерство — исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.

Экстремальное селфи — фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.

Бомбинг — быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.

Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:

• Возрастные особенности подросткового периода;

• личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);

• особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);

• неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;

• стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.

На что стоит обратить внимание педагогу:

• специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);

• фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;

• обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;

• категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;

• грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.

Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?

• Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.

• Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.

• Пообщайтесь с самим учеником.

• Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.

• Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.

Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?

• Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.

• Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.

• Проведите индивидуальную беседу с учеником.

Как разговаривать с подростком?

• Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.

• Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.

• Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.

• Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.

• Не навязывайте своё мнение.

• Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.

• Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.

Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на ребёнка, его состояние и поведение, в том числе и в школе.

Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок находится в кризисном состоянии. Заинтересованность учителя и готовность поддержать могут стать опорой для ученика в трудной жизненной ситуации.

Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения. Таким образом ребёнок стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.

Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.

Безусловно, учителю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации учителю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать школьнику возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Ребёнок, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить учителя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.

Как говорить с учеником в кризисном состоянии?

Начиная разговор с учеником, учителю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребёнок не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Учитель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:

• Организуйте пространство для разговора

Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с ребёнком один на один так, чтобы вас никто не слышал, не отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.

Ребёнок: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.

Учитель: — А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.

Учитель: — Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).

Учитель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.

• Наладьте контакт

Выберите подходящее время для того, чтобы предложить ребёнку поговорить. Приглашать ребёнка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учеников или учителей. Дайте ученику понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.

Ребёнок: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!

Учитель: — Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.

Учитель: — А кто вас, современных детей, вообще понимает?

Учитель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.

• Подготовьтесь к беседе.

Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Ребёнок должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.

• Слушайте.

Сосредоточьтесь на том, что рассказывает ученик, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом ребёнка, не нужно параллельно вести какие-либо записи. Иногда ребёнку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.

Ребёнок: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!

Учитель: — Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.

Учитель: — Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.

Учитель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.

• Откажитесь от советов

Сейчас ваша задача – дать возможность ребёнку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте ребёнка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.

Ребёнок: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!

Учитель: — Как ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.

Учитель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться.

Учитель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?

• Покажите, что вы знаете о проблеме

Далеко не всегда ребёнок будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к школьному психологу.

Ребёнок: — Без меня всем было бы только лучше!

Учитель: — Так нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.

Учитель: — Не говори ерунды.

Учитель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.

Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.

Самоубийство (суицид) - намеренное, осознанное лишение себя жизни, приводящее к смерти.

Суицидальная попытка (парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) - это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое не привело к смерти.

Суицидальное поведение – направленное на себя агрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение, и мотивом которого является явное или скрытое стремление к смерти.

До 12 лет суицидальные попытки возникают чрезвычайно редко, но с 14-15 лет их частота резко возрастает, достигая максимума в возрастной группе 16-19 лет. В то же время, только 10% детей на самом деле хотят свести счеты с жизнью. Остальные 90% своим поступком пытаются что-либо «доказать» родителям, друзьям, своей неразделенной любви, «пошантажировать» взрослых, иногда — просто обратить внимание близких людей на собственное существование.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

Распознать суицидальные намерения порою довольно сложно. Родители и учителя могут даже не подозревать, что подросток уже находится на грани отчаяния. Чтобы не допустить непоправимой беды, успеть предупредить отчаянный шаг ребенка, необходимо знать косвенные признаки суицидальной готовности, к которым относятся:

- наличие самоповреждений кожных покровов (порезы, царапины, сигаретные ожоги, рисунки и надписи)

- интерес к сайтам, вступление в виртуальные группы с суицидальным контентом

- необычное снижение активности, апатия, безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова и поступки других людей, беспричинные слезы;

- внезапное снижение успеваемости;

- плохое поведение в школе, нарушение дисциплины, частые и необъяснимые прогулы;

- проблемы со сном, ночные кошмары либо бессонница;

- склонность к риску, опрометчивым поступкам;

- потеря аппетита, жалобы на плохое самочувствие, головную боль и т.д.;

- безразличное расставание с дорогими вещами или деньгами;

- стремление «привести дела в порядок», подвести какие-то итоги, попросить прощения «за все плохое, что было»;

- самообвинения либо, наоборот, признания в беспомощности, зависимости от других людей;

- шутки и иронические высказывания либо «философские» размышления на тему смерти;

- фразы типа «как все надоело», «устал жить», «когда же это все кончится.

Если наблюдаются хотя бы 2 из них, на подростка нужно обратить особое внимание.

Необходимо:

информировать родственников подростка о возможном суициде, непрерывно наблюдать за ним, как в школе, так и дома;

обеспечить консультации детского психолога, психиатра или психотерапевта;

побеседовать с подростком в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, выслушать его, внимательно воспринять каждую жалобу, не пренебрегать тем, что может показаться несерьезным;

прямо спросить о суицидальных мыслях, намерениях, планах, попытках самоубийства в прошлом;

определить, чего ожидает ребенок от своего поступка, что хочет изменить в себе, окружающих, сложившейся ситуации

предложить конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить ребенку: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

В доверительной беседе ребенку необходимо объяснить, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы. Наладить контакт с родственниками и друзьями подростка, которые могут позитивно повлиять на его состояние, обеспечить своевременную психологическую поддержку.

Важно помнить, что, несмотря на чувство облегчения и удовлетворенности, которые подростки часто отмечают после первой беседы о суициде, через несколько дней или даже часов они снова могут помышлять о самоубийстве. В связи с этим взрослым нельзя терять бдительность и успокаиваться раньше времени. В конце каждой беседы следует проигрывать поведение подростка в возможных будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Мы должны научиться слушать и, главное, слышать детей. Только совместными усилиями родителей, педагогов, психологов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения у детей и подростков.

Общие требования

Принятие подростка, доброжелательное, внимательное отношение к его эмоциональному состоянию, событиям его жизни. Искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие. Включение в группу только с согласия самого подростка (следует помнить, что при самостоятельной работе быстрее достигает поставленной цели).

Демонстрировать образцы уверенного поведения, оптимистичного взгляда на жизненные трудности, создавать условия для повышения самооценки через сотрудничество с подростком, использование предваряющей похвалы. Постепенная передача контроля за поведением во многих областях самому подростку при сохранении взрослым позиции консультанта и помощника. Формирование умения выделять главное и не беспокоится по мелочам, снижение чувства моральной ответственности и вины. Физическое развитие подростка, укрепление нервной системы спортивными занятиями и упражнениями

Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы; публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-то.

Индивидуальный подход в учебной деятельности

Прежде всего – это четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности, формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей. Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростков в ситуацию неожиданного вопроса; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; давать время для проверки выполненного задания перед ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях); доброжелательно аргументировать выставляемую оценку; формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.

Индивидуальный подход во внеурочной деятельности

Поручения: должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышению самооценки. Необходимо оказывать помощь в подготовке и выполнении поручения. Нежелательно давать подростку поручения, требующие решительности, инициативности.

Внушение: подросток в состоянии справиться с различными проблемами. Неудачи в деятельности – обычное явление жизни, они преодолимы.

Обучение: умению формирования установки на успех (описания успеха, визуализация); умению отделять главное от второстепенного, умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние других.

Рекомендации классному руководителю по профилактике аддиктивного (зависимого) поведения учащихся

1. Приступая к работе по профилактике аддиктивного поведения подростков, постарайтесь получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблем алкогольной, наркотической, компьютерной и др. видов зависимостей. Будьте готовы ответить на самые разнообразные вопросы учащихся.

2. Содержание информации, ее источники подбирайте с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их осведомленности по проблеме. Важно не переусердствовать с запугиванием и запретами, не превратить профилактическую работу в рекламную кампанию.

3. Акцентируйте внимание подростков не только на разрушительном влиянии ПАВ на здоровье, но обязательно показывайте на жизненных примерах деградацию личности человека, формирование у него зависимости, которая начинает управлять всей жизнью. Избегайте морализаторства и осуждения.

4. Показывайте связь между употреблением психоактивных веществ и противоправным поведением человека; воспитывайте страх перед потерей самоконтроля.

5. Учите подростков отказываться от употребления алкоголя, наркотиков, избегать провоцирующих ситуаций.

6. Стремитесь больше разговаривать с учащимися в роли «старшего друга»: пусть они чувствуют, что если поделятся с Вами своими трудностями, опасениями, то не будут осмеяны и отвергнуты.

7. Повышайте самоуважение и самостоятельность подростков. Интересуйтесь их мнением по поводу происходящего, высказывайте и демонстрируйте уважение права на свою точку зрения.

8. Параллельно с работой по информированию и формированию осознанного негативного отношения к употреблению ПАВ содействуйте формированию у учащихся умение правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.

9. Помогите подросткам ставить перед собой конкретные цели.

10. Содействуйте самовыражению подростков в позитивной форме (клубы, секции, кружки), помогите им разумно и с пользой организовать досуг.

11. Демонстрируйте на личном примере конструктивные способы преодоления стрессовых ситуаций, традиции здорового жизненного уклада.

12. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья учащихся. Резкие перепады настроения, раздражительность, беспричинная агрессия, потеря интереса к учебе и привычным делам должны стать поводом для откровенной беседы.

13. Даже в случае минимального риска употребления подростком ПАВ обратитесь в школьный медпункт и поставьте в известность администрацию школы.

14. В вопросах профилактики аддиктивного поведения школьников поддерживайте сотрудничество с родителями учащихся, специалистами СППС школы, заинтересованными службами и организациями города.

Контакты

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Директор:
8(0177)75-44-85
Вахта:
8(0177)75-08-21
Бассейн:
8(0177)75-55-94(95)

Служба поддержки

Связаться с нами
Карта сайта
Политика обработки cookie

Наш instagram

Мы в социальных сетях