«Помочь остаться в этой жизни. Профилактика суицидального поведения учащихся»
Самоубийство (суицид) - намеренное, осознанное лишение себя жизни, приводящее к смерти.
Суицидальная попытка (парасуицид, незавершенный суицид, умышленное
самоповреждение и др.) - это любое умышленное действие по причинению себе
вреда, которое не привело к смерти.
Суицидальное поведение – направленное на себя агрессивное поведение,
проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий,
направленных на самоповреждение или самоуничтожение, и мотивом которого
является явное или скрытое стремление к смерти.
До 12 лет суицидальные попытки возникают чрезвычайно редко, но с 14-15 лет
их частота резко возрастает, достигая максимума в возрастной группе 16-19 лет. В
то же время, только 10% детей на самом деле хотят свести счеты с жизнью.
Остальные 90% своим поступком пытаются что-либо «доказать» родителям,
друзьям, своей неразделенной любви, «пошантажировать» взрослых, иногда —
просто обратить внимание близких людей на собственное существование.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным
или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- с затяжным депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к себе подростки;
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от
хронических или смертельных болезней;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и
реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.
Распознать суицидальные намерения порою довольно сложно. Родители и
учителя могут даже не подозревать, что подросток уже находится на грани
отчаяния. Чтобы не допустить непоправимой беды, успеть предупредить отчаянный
шаг ребенка, необходимо знать косвенные признаки суицидальной готовности, к
которым относятся:
- наличие самоповреждений кожных покровов (порезы, царапины, сигаретные
ожоги, рисунки и надписи)
- интерес к сайтам, вступление в виртуальные группы с суицидальным
контентом
- необычное снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова и поступки других
людей, беспричинные слезы;
- внезапное снижение успеваемости;
- плохое поведение в школе, нарушение дисциплины, частые и необъяснимые
прогулы;
- проблемы со сном, ночные кошмары либо бессонница;
- склонность к риску, опрометчивым поступкам;
- потеря аппетита, жалобы на плохое самочувствие, головную боль и т.д.;
- безразличное расставание с дорогими вещами или деньгами;
- стремление «привести дела в порядок», подвести какие-то итоги, попросить
прощения «за все плохое, что было»;
- самообвинения либо, наоборот, признания в беспомощности, зависимости от
других людей;
- шутки и иронические высказывания либо «философские» размышления на тему
смерти;
- фразы типа «как все надоело», «устал жить», «когда же это все кончится.
Если наблюдаются хотя бы 2 из них, на подростка нужно обратить особое
внимание.
Необходимо:
информировать родственников подростка о возможном суициде,
непрерывно наблюдать за ним, как в школе, так и дома;
обеспечить консультации детского психолога, психиатра или
психотерапевта;
побеседовать с подростком в первые минуты или часы после выявления
суицидальных намерений, выслушать его, внимательно воспринять каждую
жалобу, не пренебрегать тем, что может показаться несерьезным;
прямо спросить о суицидальных мыслях, намерениях, планах, попытках
самоубийства в прошлом;
определить, чего ожидает ребенок от своего поступка, что хочет изменить в
себе, окружающих, сложившейся ситуации
предложить конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить
ребенку: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», -
попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно,
еще не приходили ему в голову.
В доверительной беседе ребенку необходимо объяснить, что подобные ситуации
встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные
выходы. Наладить контакт с родственниками и друзьями подростка, которые могут
позитивно повлиять на его состояние, обеспечить своевременную психологическую
поддержку.
Важно помнить, что, несмотря на чувство облегчения и удовлетворенности,
которые подростки часто отмечают после первой беседы о суициде, через несколько
дней или даже часов они снова могут помышлять о самоубийстве. В связи с этим
взрослым нельзя терять бдительность и успокаиваться раньше времени. В конце
каждой беседы следует проигрывать поведение подростка в возможных будущих
кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.
Мы должны научиться слушать и, главное, слышать детей. Только совместными
усилиями родителей, педагогов, психологов и медиков можно достичь
положительного результата в профилактике суицидального поведения у детей и
подростков.