Анализ преемственности

Анализ преемственности

Аналитическая информация по обеспечению преемственности между государственным учреждением образования «Ясли-сад №47 г.Борисова» и государственным учреждением образования «Средняя школа №20 г.Борисова» за 2021/2022 учебный год

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,
что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В А.Сухомлинский

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития.
Государственное учреждение образования «Средняя школа №20 г.Борисова» сотрудничает с государственным учреждением образования «Ясли-сад №47 г.Борисова».
Целью совместной работы по организации преемственности между учреждениями стало создание единого непрерывного образовательного процесса, обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование,как условие получения образовательного результата, соответствующего образовательным стандартам дошкольного и общего среднего образования.

Основные задачи сотрудничества следующие:
-разработка алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
- обеспечение единого структурно-организационного подхода, заключающегося в совокупности требований к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
- применение единого психолого-педагогического методологического подхода к ориентации на деятельностный подход и развитие ключевых компетенций, опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка, к понятию об универсальных учебных действиях, ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

Совместный результат, к которому мы стремимся каждый год – это последующая успешная адаптация дошкольников к школе.
Организация работы по преемственности в 2021/2022 учебном году реализовывалась по следующим направлениям:
1.Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Формы осуществления преемственности:
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами:
• установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
• взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
• совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
• совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
• инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
• взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе;
• психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
• обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
• выставки пособий и дидактического материала;
• контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
• составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

2. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьной библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
• встречи и беседы с воспитанниками детского сада;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, в рамках школы будущего первоклассника (занятия с психологом, логопедом, педагогами эстетической направленности и др. специалистами школы);
• комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
• проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
• выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы театрализованных представлений).

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей, деловые игры;
• посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
• тематические выставки, оформление уголка будущего школьника.

Мероприятия по всем трем направлениям работы по преемственности вносятся в план работы учреждений.
Одним из важных направлений в осуществлении преемственности между школой и детским садом является организация работы Школы будущего первоклассника (подготовка детей к школе).
Для организации занятий по подготовке детей к школе на базе учреждения в 2021/2022 учебном году была использована форма «Субботняя школа». В целях осуществления гуманного подхода к развитию личности ребёнка, процесса его адаптации к школьному обучению, к проведению занятий в условиях учреждения были привлечены учителя начальных классов и учителя эстетических дисциплин.
Подготовка ребёнка к школе рассматривается не как самоцель, а как один из результатов его нормального развития в дошкольном возрасте, который позволяет ему не только овладеть элементами грамоты и математики, но и познать окружающий мир, сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Занятия проводились по субботам с 16 октября 2021 года по 28 мая 2022 года. Начало занятий в 9.00. Продолжительность занятия – 30 мин. На протяжении занятия проводились физкультминутки и упражнения по профилактике утомления зрения.
Уроки проводили учителя начальных классов Белоцкая С.А., Голос Т.В., учитель хореографических дисциплин Ярмольчик О.А., учитель художественных дисциплин Шуневич Е.И., учитель театральных дисциплин Листопадова Н.В., учитель музыки Воронович Н.Н.

Продолжительность учебного дня состовляло 4 урока:
1 занятие – весёлая грамматика
2 занятие – занимательная математика
3 занятие – окружающий мир/азбука общения
4 художественное (октябрь - ноябрь); театральное (декабрь-январь); музыкальное (февраль-март); хореография (апрель – май).

Работа была организована таким образом, чтобы стимулировать активность познавательных процессов, разные виды памяти.
Занятия были направлены на:
- развитие речи;
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- обогащение пространственных и временных представлений;
- формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение);
- развитие коммуникативных способностей.
Содержание педагогической работы на занятиях было направленно на решение задач нравственно-волевой готовности ребёнка к школе и включало в себе следующее:
1. Формирование у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя).
2. Формирование нравственно-волевых качеств (умение самостоятельно действовать по заданию учителя, прилежно сидеть за партой, старательно писать, ответственно относиться к учебной деятельности).
3. Формирование у ребёнка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам (умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности, её результатов и справедливо оценивать результаты работы сверстников).
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.
Цель занятий по развитию речи: обучение связному рассказыванию, формирование практических речевых навыков (лексических, грамматических, фонетических), ознакомление с речевыми понятиями (слово, предложение). Целью занятий по математике было формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение); предоставление детям возможности проявить общие и специфические элементы математических способностей. Содержательный компонент программы позволяет вести обучение и воспитание через интегрированные курсы. Предлагаемая программа предполагает организацию образования дошкольников преимущественно в игровой, познавательно-практической, художественной деятельности, в живом, непринуждённом общении в системах «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – дети», «ребёнок – взрослый».
Занятия помогают выявить слабые стороны в готовности детей к обучению и дать соответствующие рекомендации родителям и учителям будущих первоклассников.
Согласованная работа работников школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним ещё в детском саду.
Однако, существуют определённые проблемы, выявленные в процессе совместной работы, которые необходимо решать в дальнейшем:
- разработать общие подходы и требования к организации образовательного процесса;
- учитывать общие принципы построения учебных программ, методик, технологий;
- интегрировать предметные области знаний дошкольного и начального образования;
- совершенствовать формы организации и методы обучения как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе;
- согласовывать действия психологических, методических и социальных служб дошкольного и начального образования.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.

Переключить язык