Школьная тревожность и психоэмоциональное здоровье ребенка

Школьная тревожность и психоэмоциональное здоровье ребенка

«Школьная тревожность и психоэмоциональное здоровье ребенка»


Тревожность – индивидуально-психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые к этому не располагают


Школьная тревожность – волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников


Особенности поведения детей с высоким уровнем тревожности:


1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителям, но и к одноклассникам. Как правило, учатся плохо.


2. Успевающие школьники, которые удовлетворительно вели себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться. У них появляется депрессия, апатия, повышенная раздражительность.


3. Школьники, у которых при внешнем кажущемся благополучии наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, беспокойные навязчивые движения, ранимость, самокритичность


Тревожность проявляется в повышенном напряжении, неуверенности в себе, боязни всего нового, чувствительности к оценкам окружающих, снижении результативности деятельности в ответственных ситуациях.


Тревожность может проявляться и соматическими проблемами, такими, как боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, поверхностное дыхание.


Причины высокого уровня тревожности:


Личностная, биологически обусловленная предрасположенность


Отношения с учителем


Проблемы взаимоотношений в классе


Семейная обстановка:


- семейное неблагополучие (асоциальность семьи, развод родителей и др.);


- противоречивые требования к ребенку, предъявляемые родителями либо родителями и школой;


- неадекватные (чаще всего завышенные) требования;


- высокая тревожность родителей (матери в первую очередь)


Замечена так же зависимость уровня тревожности детей от удовлетворенности родителей работой, жилищных условий, материального положения, стиля родительского воспитания.


Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми


Физическое развитие ребенка, укрепление нервной системы спортивными занятиями и упражнениями (родители + дети)



Помочь найти ту сферу деятельности, которая обеспечит ребенку максимальный успех и возможность самоутверждения


Не зацикливаться на школьных отметках ребенка, при необходимости – снижать их ценность , подчеркивая важность трудолюбия, знаний, которые стоят за отметками. Интересоваться другими сферами школьной жизни.


Избегать ситуаций сравнения ребенка с другими детьми; лучше сравнивать достигнутые результаты ребенка с предыдущими


Соответствие требований способностям, возможностям ребенка


Постараться снизить количество замечаний, отказаться от грубых высказываний; использовать тактильные контакты в общении как знак поддержки и одобрения


Использовать наказание лишь в крайних случаях: наказывая, не унижать


Ежедневно замечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи; отмечать их в присутствии других детей


Оберегать неокрепшую психику ребенка от семейных конфликтов; не использовать его для отреагирования собственных проблем и эмоционального неблагополучия


Демонстрировать образцы уверенного поведения, оптимистичного взгляда на жизненные трудности.


Переключить язык