Рекомендации классному руководителю
по профилактике аддиктивного (зависимого) поведения учащихся
1. Приступая к работе по профилактике аддиктивного поведения подростков,
постарайтесь получить как можно больше научной информации о различных
аспектах проблем алкогольной, наркотической, компьютерной и др. видов
зависимостей. Будьте готовы ответить на самые разнообразные вопросы учащихся.
2. Содержание информации, ее источники подбирайте с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, уровня их осведомленности по проблеме.
Важно не переусердствовать с запугиванием и запретами, не превратить
профилактическую работу в рекламную кампанию.
3. Акцентируйте внимание подростков не только на разрушительном влиянии
ПАВ на здоровье, но обязательно показывайте на жизненных примерах деградацию
личности человека, формирование у него зависимости, которая начинает управлять
всей жизнью. Избегайте морализаторства и осуждения.
4. Показывайте связь между употреблением психоактивных веществ и
противоправным поведением человека; воспитывайте страх перед потерей
самоконтроля.
5. Учите подростков отказываться от употребления алкоголя, наркотиков,
избегать провоцирующих ситуаций.
6. Стремитесь больше разговаривать с учащимися в роли «старшего друга»:
пусть они чувствуют, что если поделятся с Вами своими трудностями, опасениями,
то не будут осмеяны и отвергнуты.
7. Повышайте самоуважение и самостоятельность подростков. Интересуйтесь
их мнением по поводу происходящего, высказывайте и демонстрируйте уважение
права на свою точку зрения.
8. Параллельно с работой по информированию и формированию осознанного
негативного отношения к употреблению ПАВ содействуйте формированию у
учащихся умение правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с
конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.
9. Помогите подросткам ставить перед собой конкретные цели.
10. Содействуйте самовыражению подростков в позитивной форме (клубы,
секции, кружки), помогите им разумно и с пользой организовать досуг.
11. Демонстрируйте на личном примере конструктивные способы преодоления
стрессовых ситуаций, традиции здорового жизненного уклада.
12. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья учащихся. Резкие
перепады настроения, раздражительность, беспричинная агрессия, потеря интереса к
учебе и привычным делам должны стать поводом для откровенной беседы.
13. Даже в случае минимального риска употребления подростком ПАВ
обратитесь в школьный медпункт и поставьте в известность администрацию школы.
14. В вопросах профилактики аддиктивного поведения школьников
поддерживайте сотрудничество с родителями учащихся, специалистами СППС
школы, заинтересованными службами и организациями города.