Особенности педагогического взаимодействия с учащимися, склонными к депрессивности и невротизации

Особенности педагогического взаимодействия с учащимися, склонными к депрессивности и невротизации

Особенности педагогического взаимодействия с учащимися, склонными к депрессивности и невротизации


Общие требования


Принятие подростка, доброжелательное, внимательное отношение к его эмоциональному состоянию, событиям его жизни. Искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие. Включение в группу только с согласия самого подростка (следует помнить, что при самостоятельной работе быстрее достигает поставленной цели).


Демонстрировать образцы уверенного поведения, оптимистичного взгляда на жизненные трудности, создавать условия для повышения самооценки через сотрудничество с подростком, использование предваряющей похвалы. Постепенная передача контроля за поведением во многих областях самому подростку при сохранении взрослым позиции консультанта и помощника. Формирование умения выделять главное и не беспокоится по мелочам, снижение чувства моральной ответственности и вины. Физическое развитие подростка, укрепление нервной системы спортивными занятиями и упражнениями


Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы; публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-то.


Индивидуальный подход в учебной деятельности


Прежде всего – это четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности, формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей. Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростков в ситуацию неожиданного вопроса; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; давать время для проверки выполненного задания перед ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях); доброжелательно аргументировать выставляемую оценку; формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.


Индивидуальный подход во внеурочной деятельности


Поручения: должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышению самооценки. Необходимо оказывать помощь в подготовке и выполнении поручения. Нежелательно давать подростку поручения, требующие решительности, инициативности.


Внушение: подросток в состоянии справиться с различными проблемами. Неудачи в деятельности – обычное явление жизни, они преодолимы.


Обучение: умению формирования установки на успех (описания успеха, визуализация); умению отделять главное от второстепенного, умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние других.


Переключить язык