Особенности педагогического взаимодействия с учащимися, склонными
к депрессивности и невротизации
Общие требования
Принятие подростка, доброжелательное, внимательное отношение к его
эмоциональному состоянию, событиям его жизни. Искренняя компетентная
заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому
включению подростка в групповое взаимодействие. Включение в группу только с
согласия самого подростка (следует помнить, что при самостоятельной работе
быстрее достигает поставленной цели).
Демонстрировать образцы уверенного поведения, оптимистичного взгляда на
жизненные трудности, создавать условия для повышения самооценки через
сотрудничество с подростком, использование предваряющей похвалы. Постепенная
передача контроля за поведением во многих областях самому подростку при
сохранении взрослым позиции консультанта и помощника. Формирование умения
выделять главное и не беспокоится по мелочам, снижение чувства моральной
ответственности и вины. Физическое развитие подростка, укрепление нервной
системы спортивными занятиями и упражнениями
Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить
неблагоприятные прогнозы; публично подчеркивать несостоятельность подростка в
чем-то.
Индивидуальный подход в учебной деятельности
Прежде всего – это четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности,
формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении
учебных целей. Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить
подростков в ситуацию неожиданного вопроса; не требовать отвечать новый, только
что усвоенный материал; давать время для проверки выполненного задания перед
ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных
затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях);
доброжелательно аргументировать выставляемую оценку; формировать уверенность
в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем
случае не эксплуатировать повышенную ответственность.
Индивидуальный подход во внеурочной деятельности
Поручения: должны быть конкретными и посильными, способствующими
ситуации успеха, повышению самооценки. Необходимо оказывать помощь в
подготовке и выполнении поручения. Нежелательно давать подростку поручения,
требующие решительности, инициативности.
Внушение: подросток в состоянии справиться с различными проблемами.
Неудачи в деятельности – обычное явление жизни, они преодолимы.
Обучение: умению формирования установки на успех (описания успеха,
визуализация); умению отделять главное от второстепенного, умению выражать
свои чувства и понимать чувства и состояние других.